←  Back

Изначально рецензия была опубликована в ЖЖ на английском языке. Однако впоследствии была переведена на русский, отредактирована и опубликована в печатной версии журнала Джаз.ру №1 (47) 2013. Здесь представлена моя редакция, отличная от опубликованной.

В январе 2012-го года силами контрабасиста Пееду Касся (Peedu Kass) и гитариста Андре Маакера (Andre Maaker) стартовал новый эстонский джазовый лэйбл — Paw Marks Music, на котором первым делом была издана запись трио, состоящего из упомянутых музыкантов, а также клавишника Рауна Юурикаса (Raun Juurikas). Все трое — одни из самых видных джазовых исполнителей в Эстонии, несмотря на возраст: ребята молодые, от 26 до 31. По легенде, летом 2011-го они встретились в деревне Тухалаане, что в ста восьмидесяти километрах к югу от Таллина, где на домашней студии Андре Маакера несколько дней джемовали, не забыв фиксировать происходящее в записи. На третье же утро сходу выдали то, что сейчас в формате компакт-диска с надписью «Armada» на корешке стоит на моей полке. Сведением и всей пост-обработкой материала занимался клавишник Раун, так что звуковая составляющая этого релиза, можно сказать, целиком исполнена своими силами. А спонсором тиража выступил государственный фонд Ээсти Культууркапитал (Eesti Kultuurkapital), логотип которого присутствует в оформлении.

Ещё до ознакомления с материалом я знал, что буду писать рецензию на него, потому неравнодушен к творчеству этих музыкантов.



Начну с самой, на мой взгляд, несильной стороны релиза — оформления. Сидибокс упакован в картонный конверт с довольно интересным рисунком, напоминающим мозаику, составленную из фрагментов оригами. Рисунок дублируется на самом диске и на внешней стороне буклета, отпечатанного на дешевой, тонкой бумаге. Внутри буклета содержатся эскизы, изображающие музыкантов в профиль, информация о составе, процессе записи и прочие исходные данные. В текстовой части встречаются пунктуационные ошибки, что может немного напрячь требовательного покупателя. Сами музыканты списали недочеты на ограниченный бюджет, который действительно ощущается, когда вынимаешь сидибокс из конверта. Хотя это скорее исключение, чем правило, потому что в целом компакты в Эстонии оформляют весьма добротно. Кстати, у того же Пееду Касся за пару лет до «Армады» выходил альбом Peedu Kass 005 «Home», который радовал и визуально, и тактильно.

Однако, к счастью, ограниченность бюджета не сказалась на качестве самой музыки.

Сорок три минуты непрерывной спонтанной импровизации драматургически делятся на шесть эпизодов. Запись — на шесть треков соответственно.

Первый — «Восхождение» (Ascension) — своеобразное вступление. Начинается с приятного, местами диссонирующего, настораживающего синтезаторного эмбиента, в духе Брайана Ино времен «Ambient 4: On Land», — клавишник Раун, отвечает также за сэмплы, шумы и всякие электронные звуки. Спустя некоторое время вступает контрабас col legno (постукивая древком смычка по струнам), усиливая напряженность тритонами, импровизируя на целотонной гамме с редкими хроматизмами. Последней вступает акустическая гитара, которая развивает идеи манере свободной импровизации (free improvisation), чем добавляет некоей паранойи к и без того неспокойному началу. В таком направлении движение идет и дальше: добавляются синтезаторные фразы, напоминающие то стонущие гитарные подтяжки, то дрожащую пилу. И все это на фоне неумолкающего эмбиента. Картина, надо сказать, добрая. Затем начинается остинатный ход пиццикатного контрабаса, цементирующего фундамент всего этого «безобразия», которое, правда, уже вскоре начинает сворачиваться. Вступление едва не получилось перегруженным фактурно, что при первом прослушивании показалось не очень хорошим симптомом. Сам Пееду как-то признался, что ему и самому оно кажется a little bit of hardcore. Однако в дальнейшем моё мнение изменилось в лучшую сторону.

Второму треку, которым является «Главная тема» (Main Theme) подошло бы название первого, так как он построен на восходящем гармоническом движении по первым четырем ступеням минора. Ход избитый, но веками проверенный. Думаю, именно из-за его благозвучности эта часть получила звание «главной». Стоит отметить, что сложные гармонии (там, где вообще есть гармония) на диске отсутствуют, и это делает его доступнее для большего числа слушателей. «Главная» — тема простая, но в меру. В ней практически отсутствуют синтезаторы и эффекты, за исключением начала, которое, по сути, является окончанием эмбиентового фона из вступления. На первом плане в здесь клавишник Раун Юурикас. Он играет звуком слегка перегруженного родес-пиано (звуком, потому что и этот, и другие инструменты ему заменяет миди-клавиатура с ноутбуком). Соло его навевают воспоминания о Чике Кориа времен «Return To Forever». Хотя, как думает сам Раун, он никогда не был подвержен влиянию Мастера. В этой теме мне вновь показалось, что ребята могут перебрать, потому что риф, на котором все строится, имеет свойство цепляться, а импровизировать в таком случае можно сколь угодно много. Но и в этот раз они не подвели. За шесть минут тема не успевает надоесть, но, если бы она была короче, то музыканты избежали бы моментов, в которых им не хватило мощи. Тем не менее, трио показывает хорошее — без фанатизма, присущего молодым музыкантам, чувство музыкальной формы, которой до сих пор следовало, и которой будет следовать в третьем треке.

«Реприза» (Reprise) — ритмически многослойная пьеса. Контрабас повторяет один и тот же ход под чередующиеся сэмплированные интервалы и аккорды на электропиано, проигрываемые в реверсе и ревере. Андре ритмично «гладит» струны и бьет по гитарной деке — в этой теме он исполняет роль перкуссиониста и ближе к середине целиком концентрируется на бите, который отстукивает по деке. Пееду, как положено, развивает басовый ход, а Раун опять солирует практически всю пьесу, и между ними слышатся короткие переклички. «Реприза» — самая подвижная пьеса на диске.

Так бывает, что музыканты, нерегулярно играющие друг с другом, зацикливаются на одной музыкальной форме во время коллективных импровизаций. До сих пор каждый эпизод на этом диске строился по простой и, наверное, самой естественной схеме: вступление и тема (или ее подобие), затем развитие и кульминация, и, в конце концов, завершение. Следующие же две части вносят разнообразие.

«Превращение» (Transformation) проходит спокойно, малоподвижно, без определенного темпа и размера (rubato). Оно явно противопоставляется «Репризе». Гитарист Андре выходит на передний план. Он играет красивую мелодию, украшенную множеством форшлагов и, развивая, в меру усложняет её. В его соло чувствуются отголоски ритмов предыдущего трека — почти ритмические цитаты. Общее звучание сдержанно, настораживающе. Пееду строит продолжительные односложные фразы — на этот раз смычком. Раун играет пассажи в верхнем регистре родес-пиано, пропущенного через долгий дилэй (затухающие повторы, типа эха). В пьесе отсутствует какая-либо явная кульминация. И с этого момента настроение альбома меняется на более меланхоличное. На мой взгляд, эта часть — сильнейшая на альбоме.

В предпоследнем трэке — «Снижении» (Descension) — тоже, по большому счету, преобладает гитарная партия. В ней Андре предстает как ещё более искренний художник, «открывает душу», говоря по-простому. Несмотря на обещанное «снижение», его игра полна восходящих glissando. Некоторые фразы похожи на цитаты из Ральфа Таунера. Настроение у темы едва ли не похоронное. Раун долго и однообразно повторяет два чередующихся интервала. Звук родеса сменился органным, больше даже напоминающим фисгармонию, разбавленную искаженными аналоговыми синтезаторами. К концу трека невольно понимаешь, что лирике приходит конец.

Завершается опус «Нулевой отметкой» (Ground Zero). Синтезаторы искажаются до состояния почти шума. Хаммондовое звучание, которое параллельно использует Раун, рушится до восьмибитного. Андре, как мне показалось, водит и бьет по струнам металлической барабанной щеточкой. Но позже, в разговоре, он признался, что схватил другую, рядом стоявшую гитару, и начал скрежетать струнами друг о друга. Шум получился славный. Напомнил «музыку» итальянских футуристов начала прошлого века. Контрабас в этом треке не участвует, что, несомненно, вносит некоторое разнообразие. Вообще, весь завершающий эпизод довольно необычный и неожиданный.

Подведу итоги.

В целом альбом вышел однородным, несмотря на множество приёмов и техник, которые музыканты успешно используют. Присущее разнообразие не нарушило цельности, и это можно частично объяснить тем, что запись была сделана в один заход. Однозначно джазовой её не назовешь — все-таки, заметны влияния и академической, и популярной музыки. Очевидно, сильное увлечение клавишника синтезаторами и эффектами привнесло немало элементов эмбиента. Ещё один хороший момент, который стоит отметить — это комнатная акустика. Местами на записи слышны скрип полов, движения музыкантов, дыхание и едва слышимое подпевание, вероятно, гитариста. В начале четвертой минуты «Главной темы» раздается какой-то странный звук, напоминающий стук барабанных палочек. Его природа так и осталось загадкой — никто из участников не смог вспомнить, что же это было.

Альбом трио Юурикас-Маакер-Кассь стоит того, чтобы занять место на полке у слушателя. И можно надеяться, что первый диск коллектива не станет последним, тем более — все предпосылки для этого имеются.