←  Назад

Опубликовано в ЖЖ 21-го января 2014.

Посмотрел на днях великолепный фильм. Великолепным его снял в 2012-м году уроженец Белорусской ССР, а ныне гражданин Украины, Сергей Лозница. В большинстве источников кино описывается, как «драма» и «военный фильм», но я бы ещё добавил «роуд муви», ибо главный из четырёх сюжетов этой ленты всё-таки о дороге.















Блогер Савва остался доволен увиденным и услышанным — главным образом оттого, что это очень по-хорошему необычный для постсоветского кинематографа продукт. Что сразу бросается в глаза, вернее, в уши — это нехарактерная для русскоязычного кино первоклассная работа звукорежиссёра. Не знаю, каков процент наложенного в студии, но, так скажем, отечественного художественного фильма со сравнимым объёмом звука записанного ещё на этапе съёмки, я, кажется, не видел. При полном отсутствии какой-либо музыки лента настолько реалистично передаёт звуки живой природы и сельской местности, что, думаю, и у незрячего перед глазами будет очень живая картина. Над звуком к фильму работал белорус Владимир Головницкий. После просмотра естественным образом появляется желание посмотреть и послушать другие его работы — настолько филигранна звуковая составляющая «В тумане». Сам Лозница в моей с ним короткой переписке очень высоко отзывался о Головницком, как о редком звукооператоре, отвечающем его требованиям к фонограмме в своих фильмах.

Теперь пара слов об увиденном. Сюжет ленты не сильно заморочен, но и отнюдь не зауряден. События разворачиваются в оккупированной Белоруссии в 1942-м году. Двое партизан, Буров (Влад Абашин) и Войтик (Сергей Колесов), приезжают домой к бывшему путевому обходчику Сущене (Владимир Свирский) — до чего же имена красивые — чтобы отвезти последнего в лес и расстрелять. «За что стрелять?» — спросите вы. А за то, что незадолго до этого Сущеню и троих других путевых обходчиков арестовывают как подозреваемых в порче железнодорожных путей, повлекшей за собой сход поезда с рельсов. Сущеню отпускают, а остальных вешают (см. рисунок). По деревне быстро расходится слух, что отпущенный сдал напарников, чтобы самому в петле не болтаться. Вот потому-то партизаны и заявляются к нему в дом и ведут на расстрел. Далеко, однако, уйти не успевают,так как сами в лесу попадают в перестрелку с коллаборационистами. Одного партизана ранят, и тут начинается замес. В фильм четыре сюжета: настоящее — то есть, как в сложившейся ситуации справляются друг с другом Сущеня, Войтик и раненный Буров, и по отдельному рассказу о прошлом каждого из героев. Подача очень грамотная: несмотря на относительно высокую предсказуемость развития событий, Лозница сумел добиться того, что зрителю сложно оторваться от экрана. Добился он этого, как мне кажется, благодаря правильному чередованию сюжетных линий и соблюдению формы. Фильм держит от начала и до самого конца. Концовка же — совершенно непредсказуемая, резкая и весьма эффектная.

Порадовала игра актёров, особенно Владимира Свирского, Влада Абашина (первая с ним сцена, где Буров с Войтиком едут по лесу, потрясает: лицо партизана выражает полнейшую безнадёжность и отрешённость, передавая дух того горького времени на оккупированной территории), а также Надежды Маркиной в роли матери Бурова. Это отрадно, так как за последние годы главные русскоязычные телеканалы тратили много сил и средств на то, чтобы русскоязычный кинематограф ассоциировался у зрителя преимущественно с дешёвейшей сериальной телепошлятиной, нескончаемым потоком льющейся с экранов. Увы. Однако, на этом фоне, такое кино, как «В тумане» — глоток свежайшего воздуха. Не отказывайте себе в нем — вдыхайте полной грудью.

Всем рекомендую и сам обязательно пересмотрю.